ПИТАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА
Из всех многочисленных условий внешней среды, обеспечивающих жизнедеятельность организма, особое значение при¬дается питанию. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма постоянно сочетается с большим расходом энергии, затрата которой восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей.
Чем моложе организм, тем интенсивнее протекают в нем обменные процессы, дифференцировка отдельных клеток и тканей, что сопряжено с большей потребностью в энергии. Организм человека даже в состоянии покоя расходует некоторое ее количество. Затрачиваемая энергия зависит от возраста ребенка, вида его деятельности, климатических условий, сезона года.
Известно, что ребенок (в условиях средней полосы СССР) в возрасте от 9 месяцев до 1 года затрачивает в сутки примерно 1000 ккал, от 1 года до 3 лет —1300—1600 ккал, а от 3 до 7 лет — 1800—2000 ккал. Суточный расход энергии детей в пределах одной возрастной группы подвержен индивидуальным колебаниям. Зависит это от физического развития ребенка, состояния его эндокринной и нервной систем, интенсивности движений, труда, общего состояния здоровья.
Энергетические потребности ребенка восполняются в основном за счет энергии, образующейся в его организме при окислении углеводов и жиров.
Пища для организма не только источник энергии, но прежде всего пластический материал, который расходуется на построение клеток органов и систем; она служит также источником тепла, способствует повышению устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешних и внутренних факторов, улучшает его работоспособность.
Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в различные возрастные периоды, пища не только в количественном, но и в качественном отношении должна строго отвечать физиологическим потребностям и возможностям детского организма. Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды — в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей.
Белки. Особое значение в питании детей имеют белки. Объясняется это тем, что без белков не может быть осуществлено воспроизводство основных структурных элементов органов и тканей и они не могут быть заменены другими пищевыми веществами, тогда как сами белки могут быть использованы в энергетических целях вместо углеводов и жиров.
Белки содержатся во всех тканях и жидкостях организма, являясь их главной составной частью. Они состоят из разнообразных аминокислот, определяющих их биологическое значение. Не-которые из аминокислот образуются в самом организме. Они называются заменимыми аминокислотами. Другие же поступают в организм только с пищей. Эти аминокислоты носят название незаменимых аминокислот. Для физиологически полноценной жизнедеятельности организма необходимо наличие в пище всех незаменимых аминокислот. Недостаточное содержание в пище хотя бы одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может явиться причиной белковой недостаточности, даже при условии достаточного количественного содержания белка в рационе. Незаменимые аминокислоты содержатся в основном в продуктах животного происхождения: в молоке, твороге, мясе, рыбе, яйцах.
Однако неправильно было бы думать, что организм ребенка может обойтись без белков растительного происхождения, содержащихся в хлебе, крупах и овощах, в состав которых в основном входят заменимые аминокислоты. Белки животных продуктов в сочетании с белками растительного происхождения обеспечивают организм ребенка веществами, необходимыми для его роста и развития.
В питании детей первого года жизни белки животного происхождения должны составлять 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона, а в питании детей от 2 до 7 лет—65%.
Белки в питании детей нельзя заменить никакими другими веществами.
Жиры. Жиры необходимы детям не только как источник энергии. Они входят в состав клеточных мембран, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Жиры помогают организму сохранить тепло, способствуют всасыванию жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, оберегают белок от сгорания. Жиры содержатся во многих пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Биологическая ценность жиров различна и определяется наличием в них фосфати-дов, жирорастворимых витаминов и главным образом составом образующих их жирных кислот.
Для растущего организма важны так называемые незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, которые почти не образуются в организме и обязательно должны вводиться с пищей. В продуктах животного происхождения содержание их невелико.
Они содержатся в основном в растительных жирах (подсолнечном, хлопковом, оливковом, кукурузном). Поэтому растительные жиры должны обязательно включаться в рационы детского питания.
Источником полиненасыщенных жирных кислот является также рыбий жир, который находит применение в диететике ребенка раннего возраста.
Наличие растительных жиров в суточном рационе ребенка должно составлять примерно 15% от общего количества содержащегося в нем жира. Остальные 85% суточного количества жира следует восполнять за счет жира животного происхождения, содержащегося в сливочном масле, молоке, молочных продуктах, яйцах и др.
Углеводы. Одним из основных источников энергии являются углеводы. Они способствуют утилизации организмом белков и жиров. Углеводы входят в состав клеток и тканей; промежуточные продукты их превращений в организме играют важную роль в синтезе жизненно необходимых, биологически активных веществ.
В пищевых продуктах углеводы содержатся в виде простых (моносахариды) и сложных соединений (ди- и полисахариды). Моно- и дисахариды, содержащиеся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах и фруктах, усваиваются организмом относительно быстро, благодаря чему они быстрее обеспечивают нуждающиеся в них жизненно важные органы глюкозой. Для поддержания концентрации сахара в сыворотке крови на постоянном уровне необходимо поступление с пищей сложных углеводов, которые медленнее всасываются в кишечнике. Они содержатся в основном в муке, крупах, картофеле и овощах в виде крахмала.
Правильное соотношение в пище быстро и медленно усваивающихся углеводов обеспечивает равномерное поступление Сахаров в организм ребенка в течение суток.
К углеводам относится также клетчатка, содержащаяся в злаковых, картофеле и овощах. Клетчатка практически не подвергается расщеплению в желудочно-кишечном тракте, но играет важную роль в процессах пищеварения — способствует секреции пищеварительных желез и регулирует опорожнение кишечника.
Избыточное количество углеводов нарушает правильное соотношение основных частей пищи, что, в свою очередь, ведет к нарушению обмена веществ.
Минеральные вещества. В пище детей обязательно должны содержаться минеральные вещества, которые входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в разнообразных процессах обмена веществ, активизируют ряд ферментных систем и являются составными частями всех биологических сред. К основным минеральным веществам, необходимым детям, относятся кальций, фосфор, магний, железо, калий и натрий.
Кальций принимает активное участие в формировании скелета. Почти 99% всего кальция, содержащегося в организме, находится в костной ткани. Кальций участвует в процессах свер-тываемости крови, проницаемости клеточных оболочек, возбудимости нервной клетки. Содержится кальций во многих продуктах животного и растительного происхождения, но усваивается из них он неодинаково. В растительных продуктах кальций содержится в труднорастворимых соединениях, которые усваиваются плохо.
Лучше всего кальций усваивается из молока и молочных продуктов, где он находится в соединении с белком.
Фосфор активно участвует во всех основных процессах обмена веществ. Соединения фосфора с белком, жиром, нуклеиновыми кислотами отличаются высокой биологической активностью и являются самыми распространенными в организме компонентами. Как и кальций, фосфор принимает участие в формировании скелета.
Фосфор входит в состав разнообразных продуктов питания. Наибольшее его количество содержится в яичном желтке, мясе, рыбе, сырах, овсяной и гречневой крупах, бобовых и орехах.
Магний участвует в обмене веществ, входит в состав многих ферментных систем организма, наряду с кальцием и фосфором участвует в формировании скелета, стимулирует функцию кишечника и повышает желчевыделение. Хорошо известна роль магния в передаче нервного возбуждения. В основном магний содержится в злаковых: пшенице, ржи, грече, просе, ячмене, овсе.
Железо активно участвует во многих жизненно важных процессах, протекающих в организме. Железо является составной частью гемоглобина, играет роль катализатора в окислительно-восстановительных процессах. Достаточное поступление железа с продуктами питания для детей играет особенно важную роль, так как запасы его в организме ребенка весьма ограниченны.
В наибольших количествах железо содержится в мясе, некоторые субпродуктах, рыбе и рыбных продуктах, яичном желтке, бобовых, овсяной, гречневой и перловой крупах, зеленой части растений и фруктах.
Калий и натрий играют важную роль в процессах водно-солевого обмена в организме, поддерживая постоянство осмотического давления в биологических жидкостях, принимая участие в регуляции кислотно-щелочного равновесия. Калий необходим для деятельности мускулатуры сердца и кишечника.
Калием богаты картофель, морковь, капуста, зелень петрушки, шпината, бобовые, абрикосы, изюм, чернослив и пр.
Натрий содержится в небольшом количестве в продуктах животного происхождения и добавляется в виде поваренной соли в пищу (от 3 до 8 г в зависимости от возраста детей).
Для правильной жизнедеятельности детского организма необходимы и другие минеральные вещества, так называемые микроэлементы— медь, кобальт, цинк, йод, фтор, марганец и пр.
Микроэлементы поступают в организм детей с продуктами животного и растительного происхождения. Так, например, йодом богаты продукты моря; цинком наиболее богаты злаки, дрожжи, бобовые, печень; медь и кобальт содержатся в говяжьей печени, почках, желтке куриного яйца, меде.
Витамины. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы в состав рациона питания ребенка входили витамины, играющие роль биологических катализаторов, которые направляют и ускоряют процессы обмена веществ.
Витамины в организме человека и животных либо не синтезируются, либо синтезируются в недостаточном количестве. Они поступают или с продуктами питания, в которых они содержатся, или в виде синтетических препаратов. Естественные витаминоносители полезнее для организма, чем синтетические препараты.
Количество витаминов, вводимых в детский организм, должно соответствовать потребностям организма ребенка. Недостаточное или избыточное поступление витаминов небезразлично для детей и может вызвать у них серьезные заболевания, называемые авитаминозами, гипо- или гипервитаминозами.
Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые.
К группе жирорастворимых витаминов относятся витамины A, D, E, F, К.
Витамин А оказывает влияние на рост организма, на устойчивость его по отношению к инфекциям. Он необходим для поддержания нормального зрения, состояния кожи и слизистых оболочек.
Содержится витамин А в большом количестве в рыбьем жире, сливках, сливочном масле, яичном желтке, печени. В некоторых растительных продуктах: моркови, салате, шпинате, помидорах, зеленом горошке, абрикосах, апельсинах — содержится каротин — провитамин А, превращающийся в организме в витамин А.
Витамин D способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке в пище витамина D нарушается нормальное усвоение организмом кальция и фосфора, что ведет к возникновению рахита. Наибольшее количество
витамина D содержится в рыбьем жире, яичном желтке, печени, икре рыб. В молоке и сливочном масле витамин D содержится в небольшом количестве.
Витамин К участвует в тканевом дыхании, способствует сохранению нормальной свертываемости крови. Этот витамин синтезируется в организме бактериями кишечника. Недостаток его может возникнуть при заболеваниях органов пищеварения или при приеме различных антибактериальных препаратов.
Витамин К содержится в основном в помидорах, в зеленых частях растений, шпинате, капусте, крапиве,
К группе водорастворимых витаминов относятся витамин С и витамины группы В.
Витамин С, или аскорбиновая кислота, активно участвует в оскислительно-восстановительных процессах, влияет на белковый и углеводный обмены, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Этот витамин содержится во многих свежих овощах и фруктах. Наиболее богаты им плоды шиповника, черной смородины, черноплодной рябины, облепихи, крыжовника, цитрусовые, капуста, картофель, лиственные овощи.
Между действием различных витаминов существует тесная взаимосвязь: недостаток в пище одного из витаминов влечет нарушение обмена других витаминов.
Необходимо помнить, что только при правильном питании витамины оказывают надлежащее действие. Недостаток витаминов в организме может зависеть как от малого содержания их в рационе, так и от недостаточного поступления с пищей других пищевых веществ. Так, например, недостаточное потребление детьми белка приводит к тому, что витамины выводятся из организма. Витамины A, D, Е, К усваиваются организмом лишь в том случае, если в пище содержится достаточное количество жира. При недостатке в пище ненасыщенных жирных кислот повышается потребность ребенка в витаминах В, и В6. Возрастает потребность в витамине В, и при избыточном содержании в пище углеводов.
Вода. Правильное развитие ребенка невозможно без достаточного содержания воды в его рационе. Чем моложе ребенок, тем относительно большая потребность у него в воде. На первом году жизни дети должны получать ежедневно 150 мл жидкости на 1 кг массы, от 1 года до 3 лет —100 мл, от 3 до 7 лет — 80 мл. В это количество входит и жидкость, содержащаяся в пищевом рационе. В жаркое время года детям необходимо давать добавочное питье (неподслащенную воду, фруктовые и овощные отвары и отвар шиповника).
Все необходимые для роста и развития пищевые компоненты ребенок должен получать регулярно в течение года. Летом и осенью этого достичь нетрудно. В зимний и весенний сезоны года следует включать в рацион детей консервы из фруктов и овощей, выпускаемые отечественной промышленностью специально для детского питания.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того чтобы организовать для детей наиболее рациональное питание, необходимо иметь представление о морфологических и функциональных особенностях пищеварительной системы ребенка дошкольного возраста. С функцией пищеварения тесно связано физическое развитие и состояние здоровья детей. Нарушение процессов пищеварения отрицательно влияет на обмен веществ, ведет к расстройствам деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем детского организма.
Первичная обработка пищи происходит в полости рта. Здесь пища измельчается и подвергается обработке слюной. Развитие жевательного аппарата происходит постепенно на протяжении всего дошкольного периода жизни ребенка.
Так как степень измельчения пищи оказывает влияние на функцию желудка и усвоение ее в кишечнике, очень важно постоянно следить за состоянием зубов у детей.
Слюнные железы у ребенка функционируют с момента рождения. Секреция слюнных желез тесно связана с характером пищи, которую получает ребенок. В первые 4—6 месяцев секреция слюны незначительная.
К концу первого года жизни она заметно усиливается, что связано с созреванием системы иннервации слюнных желез и введением в рацион детей более плотного прикорма. Слюна детей первого года жизни продуцируется в основном подчелюстными железами, она бедна ферментами. У детей второго года жизни функции слюнной железы выполняет в основном околоушная железа. Секрет ее более богат ферментами и органическими кислотами, что имеет значение для предварительной обработки пищи в полости рта. К 2 годам слюнные железы ребенка по своему строению приближаются к железам взрослых людей.
Пищевод у детей грудного возраста характеризуется слабым развитием мышечного слоя и очень нежной слизистой. Эластическая ткань и слизистые железы развиты недостаточно. По мере роста ребенка длина пищевода и его диаметр увеличиваются.
Совершенствуются сосуды и нервный аппарат в различных слоях стенки пищевода, что позволяет изменять характер питания детей (по мере роста ребенка включать в рацион более грубую пищу).
Желудок у новорожденного ребенка имеет очень небольшую емкость — в среднем 30—35 мл. На протяжении первого года жизни она увеличивается до 250 мл. У детей второго и третьего года жизни емкость желудка увеличивается до 350—400 мл, а в возрасте 5—7 лет — до 400—500 мл. Слизистая оболочка желудка, так же как и пищевода, у грудных детей бедна эластичес-кой тканью, имеет слаборазвитый мышечный слой, особенно в области входа в желудок. Общее число желудочных желез относительно мало, секреторная функция их понижена. К 2—2,5 годам эта особенность сглаживается. Однако функциональная активность желудочных ферментов нарастает постепенно и лишь к 5—7 годам достигает уровня, свойственного взрослым людям.
В процессе пищеварения большое значение имеет время полного опорожнения желудка. Продолжительность нахождения пиши в желудке во многом зависит от ее характера. При правильном вскармливании ребенка женским молоком желудок полностью освобождается через 3 часа, при вскармливании коровьим молоком — примерно через 4 часа. У детей старше года при получении разнообразных продуктов питания опорожнение желудка происходит через 4 часа. Дольше задерживается в желудке пища, богатая белками и жиром. Большое значение имеет температура пищи. Быстрее выводится из желудка пища, температура которой приближается к температуре тела. Слишком горячая или холодная пища из желудка выводится медленнее.
Большая роль в процессах пищеварения принадлежит поджелудочной железе и печени. В поджелудочной железе вырабатываются ферменты, необходимые для расщепления белков, жиров и углеводов. Даже у преждевременно родившихся детей обнаруживают все необходимые ферменты поджелудочной железы. Однако активность их на первом году жизни у детей еще относительно низкая; поджелудочная железа отличается малыми размерами и наличием значительного количества нефункционирующей соединительной ткани, масса которой уменьшается с возрастом ребенка. Масса поджелудочной железы при рождении ребенка составляет примерно 2—4 г. К 5—10 годам этот орган увеличивается примерно в 9—10 раз.
Печень в организме играет важную роль в обмене белков, жиров, углеводов, витаминов, воды. Кроме того, она является барьером для микробов и вредных веществ, поступающих из кишечника при недостаточной или ненормальной работе пищеварительных органов. В печени вырабатывается желчь, в которой содержатся все вещества, необходимые для нормального пищеварения. Желчь способствует ферментативной деятельности поджелудочной железы и кишечника. Она создает условия для расщепления всех основных пищевых веществ, усиливает перистальтику толстых кишок. Характер желчи у детей различного возраста неодинаков. Чем старше ребенок, тем больше в составе желчи желчных кислот, холестерина, лецитина, солей, что обеспечивает лучшее переваривание и усвоение смешанной пищи. Увеличение в размерах и функциональное созревание печени также происходит в процессе роста и развития ребенка.
Кишечник у детей первых трех лет жизни отличается слабым развитием мышечного слоя и эластических волокон в кишечной стенке, нежной, легко ранимой слизистой оболочкой, недо-статочностью секреторного аппарата и незавершенностью механизмов иннервации1. В последующие годы деятельность кишечника постепенно совершенствуется, и к 7 годам жизни его функция почти не отличается от кишечника взрослых людей.
В кишечнике под влиянием соответствующих ферментов происходит расщепление и всасывание пищевых веществ. Ферментативное расщепление пищи дополняется процессами брожения, которые протекают при участии бактерий, находящихся в кишечнике.
Кишечные бактерии усиливают расщепление белков, подвергают брожению углеводы, омыляют жиры, растворяют клетчатку, способствуют синтезу некоторых – углеводов. Однако при нарушениях в питании у детей возникает опасность более бурного роста болезнетворных бактерий в кишечнике. Это влечет за собой извращение секреции пищеварительных желез, угнетение активности ферментов, разрушение витаминов.
Время прохождений пищи по кишечнику зависит от возраста ребенка, от его индивидуальных особенностей и от пищи, которую он получает: у детей, вскармливаемых только женским молоком от 4 до 18 часов, при искусственном вскармливании — до 48 часов, у детей старше года — около суток.
Возрастные особенности пищеварительной системы, присущие детям дошкольного возраста, обусловливают необходимость раздельного приготовления пищи на первом году жизни, до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Пища, которую способен переработать организм ребенка в возрасте 5—7 лет, не пригодна для детей первого года жизни. Возрастные особенности моторной функции желудка и кишечника детей определяют особенности режимов питания в различные возрастные периоды.