I. Материальные средства обучения
1. Предметы материальной культуры:
· Натуральные объекты: объекты растительного мира, реальные предметы (объекты);
· изобразительная наглядность (объемные изображения);
· игры и игрушки: сюжетные, дидактические, игрушки-забавы, спортивные игрушки, музыкальные игрушки, театрализованные игрушки, технические игрушки, строительные и конструктивные материалы, игрушки-самоделки из разных материалов;
· оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
· учебно-игровые пособия;
· наглядно-дидактические пособия, дидактический материал (раздаточный материал), рабочие тетради, комплекты для творчества.
2. Технические средства обучения:
· технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты): мультимедийный проектор;
· звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, музыкальные центры;
· экранно-звуковая аппаратура: телевизоры, компьютеры;
· вспомогательные технические средства: экраны, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки, МФУ), цифровой фотоаппарат.
· дидактические средства обучения (носители информации): кассеты, музыкальные диски, видеозаписи.
3. Учебно-методическое обеспечение:
· примерная образовательная программа, комплексно-тематическое планирование, методические пособия для педагогов по всем направлениям развития, парциальные программы по различным образовательным областям;
· учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
· методические разработки (рекомендации).
II. Идеальные средства обучения:
1. Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения музыки, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.).
2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):
· картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;
· фотографии;
· предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
· графические модели (графики, схемы и т. п.).